Код: 02023

от 7000 руб.

Юридическое бюро "Вотум"

 

Tелефоны:

 

Отдел регистрации

юридических лиц:

+7 (913) 928-64-36

Отдел регистрации

недвижимости:

+7 (913) 202-89-48

 

Контактное лицо:

Громова Нарина Сергеевна

 

E-mail:

89132028948@rambler.ru

 

Адрес: Россия, Новосибирск,

Максима Горького, 51 оф.16

 

Карта:


Юрист работает до поздней ночи в своём кабинете и вдруг является ему сатана и говорит... - (Читать далее)

Идут два юриста по лесу и вдруг встречают страшного огромного... -
(Читать далее)

Попал Инженер в ад и говорит сатане: «Что-то тут у вас дымно, жарко, вентиляция совсем плохая. Давайте я налажу тут вентилирование и кондиционирование... -(Читать далее)

Код: 02007

от 10000 руб.

Код: 02009

от 30000 руб.

Код: 03003

от 10000 руб.

Громов Р.Д.
Специалист Отдела регистрации
недвижимости

 

Краткий обзор особенностей развития права в истории России. Доклад.

 

Часть 1

 

От истоков до Русской правды

     В условиях формирования правового государства и гражданского общества, создания единой, целостной правовой системы России исследования в области права и становления юриспруденции представляются актуальными и важными. Складывающаяся картина правового развития современной России далеко не во всех моментах понятна для ученых, политиков, хозяйствующих субъектов, рядовых граждан. Непонимание закономерного характера ряда тенденций и процессов в правовой сфере, неумение разграничить необходимое и случайное ведут к ощущению нестабильности, неподконтрольности происходящего воле субъекта, полной его зависимости от действий «невидимой руки». Сегодня существенное значение имеют исследования проблем развития демократии, совершенствования законодательства, улучшения деятельности правоохранительных органов. В условиях реформирования российского общества и государства, модернизации отечественной экономики, требуется разработка концепции совершенствования не только гражданского законодательства (законодательства частного права), но и всего законодательства, регулирующего рыночную экономику, в том числе и законодательства о предпринимательской (хозяйственной) деятельности в целом.

   Ситуация усложняется тем, что современное российское общество находится в переходном периоде, отличающемся смешением элементов старого и нового порядков. Это же характерно и для российской правовой системы, о чем свидетельствуют такие ее характеристики, как нестабильность, структурная неполнота, кризис легитимности (вспомним отмену Б.Н. Ельциным своим указом части статей старого Земельного кодекса и пр.) и механизма действия, обострение присущих ей и возникновение новых внутрисистемных противоречий.

   На процесс создания и функционирования системы норм права воздействуют объективные и субъективные факторы. Правовая система не создается стихийно, произвольно, она отражает объективные потребности общества и государ¬ства. Глубоко и всесторонне осознать процессы, происходящие в правовой системе современной России, невозможно без обращения к истории отечественного права и правовых знаний.

      Первым этапом российской юриспруденции стал этап символической юриспруденции. В качестве символов использовались дерн, солома, рука, перчатка, обувь, ключ, оружие. Затем наступил этап словесной юриспруденции, а далее право стало писанным и основу его стали составлять юридические термины. Но, несмотря на это, активно использовались и пословицы, как формы выражения правовых норм (не пойман не вор- презумпция невиновности и т.п). На этом этапе отечественная юриспруденция начала испытывать влияние Византии, на что указывает договор Руси с этим государством 911 г. Договор включал реально действовавшие правовые нормы, на что указывает его содержание, в котором неоднократно упоминается термин «закон русский». Спустя тридцать четыре года содержание Олегова соглашения с византийскими властителями было воспроизведено в договоре, который заключил в 944г. киевский князь Игорь с византийскими императорами. И в этом документе также неоднократно делалась ссылка на «закон русский».

     Оригиналы договоров 911 и 944 гг. писались на греческом языке, но затем их тексты переводились на русский язык. Содержание договоров свидетельствует о достаточно развитой лексике русского языка в начале X в., позволяющей описать те или иные преступления и наказания (термины «убийство» и «убой», «татба» (кража), «вина», «казнь» (в смысле наказания), «закон», «покон», «устав» и т.д.). Разнообразие юридических понятий и терминов указывает на то, что зарождавшаяся русская юриспруденция имела прочный фундамент для развития в качестве самостоятельного исконно русского явления, не только по своему содержанию, но и по форме.

     Языком юриспруденции, которая была тесно связана в своем становлении и развитии с русской народной культурой, изначально был язык народный. Правовые тексты практически не отличались от текстов фольклорных. Воздействие Византийской юриспруденции на русскую было не таким глубоким и всеобъемлющим, каким являлось влияние на западноевропейскую юриспруденцию древнеримского права. Содержание правовых норм более соответствовало «закону русскому», т.е. обычному праву древнерусского общества, нежели византийским законодательным актам.

      Здесь хочется обратить внимание на одну интересную особенность роли права в нашей тогда молодой отчизне.

      В обычном нашем современном понимании наследования, власть должна передаваться от отца к сыну. Однако в древней Руси было не так. Применялось «лествичное» право, это право явилось основанием феодально-удельной раздробленности, в связи с чем, Русь не смогла противостоять Батыю и на долгих 300 лет установилось иго. Предлагаю подробнее остановиться на «лествичном» праве.

   Лествичное право - обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались.

Княжили в таком порядке:

• старший брат;
• младшие братья по порядку;
• сыновья старшего брата (по старшинству);
• сыновья следующих братьев (по старшинству);
• внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

     По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалось Древнерусское государство в соответствии с решением Любечского съезда 1097 года (Каждый да держит отчину свою). Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядями, что вело к междоусобицам.

      Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (становились изгоями), получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, который занимал их отец на момент своей смерти. Кроме института изгойства, были и другие особенности лествичного порядка наследования, появившиеся с разветвлением рода Рюриковичей и началом внутридинастических браков в эпоху правления Владимира Мономаха.

     Любечский съезд ограничил перемещения князей пределами владений их отцов, при этом Святославичи, получившие по решениям съезда обширное Черниговское княжество, были исключены из наследников Киева.

    Лествичное право применялось в Тюркском каганате, Хазарском каганате, ранней Венгрии, а с конца уже 1910-х гг. похожую практику переняло также саудовское государство.

 

По материалам глобальной сети интернет.

 

20 апреля 2016 года

 

Краткий обзор особенностей развития права в истории России. Доклад.

 

Часть 2

 

От Русской правды до Соборного уложения 1649 года

      XI-XII вв. стал периодом духовного рас¬цвета Древней Руси, когда значительного прогресса достигла и древнерусская юриспруденция. И на Руси и в Европе шла интенсивная разработка литератур¬ных и правовых памятников прошлого. Но если в Западной Европе система образования, в том числе правового, строилась на базе латинской письменности, и образованные люди, включая правоведов, писали и говорили на латинском языке, то в древнерусском обществе слой образованных людей писал и говорил на русском и церковнославянском языках. С XII в. древнеримское правовое наследие изучалось в западноевропейских странах на юридических факультетах университетов, т.е. в светской сфере и под покровительством светских властей. На Руси византийское правовое наследие воспринималось в качестве единой духовной традиции, не разделялось на светскую и церковную традиции. Тем самым, византийское правовое наследие в древнерусском обществе выполняло больше идеологическую роль, нежели регулятивную. Созданные на Руси и отражавшие традиционное русское право юридические тексты (договоры, княжеские уставы и грамоты, «Рус¬ская Правда») излагались на русском языке.

       В Западной Европе древнеримское правовое наследие не только воспринималось, но и активно перерабатывалось большим количеством правоведов в рамках западноевропейских университетов. Древнерусские переводчики обрабатывали византийские юридические тексты, фактически беря на себя функции правоведов. В результате эти тексты переставали быть византийскими по своему смыслу, они получали новые названия. Их содержание сокращалось, наполнялось чуждыми ему добавлениями, приобретало новый смысл, чтобы приспо¬собить элементы правовой культуры Византии к общественным условиям Руси, к правосознанию русского общества.

      Перелагая византийские юридические тексты с греческого на церковно-славянский язык, русские переводчики часто не находили в сво¬ем родном языке юридического термина, адекватно передававшего смысл того или иного иностранного термина. В подобных случаях переводчики выбирали в родном языке наиболее близкое по значению к нему слово, которое в результате приобретало новый смысловой оттенок. Тем самым переводы византийских юри¬дических текстов на церковно-славянский язык способствовали развитию выраженной на этом языке русской юридической терминологии. Так, слово «закон» первоначально применялось на Руси для обо¬значения обычаев, существовавших не только в письменной, но и в уст¬ной форме. Впоследствии же оно стало использоваться для названия лишь писаных правовых установлений. Переводчики греческих книг встречали слово «nomos» в смысле императорских постановлений. Передать это слово на русский язык «обычаем» было неудобно, так как греческое право вносит новые нача¬ла, к которым у нас не было привычки; слово «закон» этого неудобства не представляло, им и стали переводить «nomos». Извлечение из постановлений императора Юстиниана носит в кормчих книгах наименова¬ние: «Юстиниана царя закон».

       Следует отметить, что право в русском правосознании образует неразрывное единство с Правдой, одним из его духовных оснований, составляющих коренную, традиционную нравственность русского народа. В сочинениях русских мыслителей Правда не отделялась от веры, т.е. Православия. Правосознание народа ярко отражается в пословицах и поговорках: «Правда суда не боится», «На правду нет суда», «Не в силе Бог, а в правде». Правда служила русскому обществу в качестве нравственного оценочного критерия при оценке дозволенного и запретного. Правда - отражение свободы русского народа от формальных ограничений и законнических предписа¬ний. Исходя из этого правовое регулирование - это воздействие на дух, душу и поведение человека на основе Правды. Если юридический закон не соответствует Правде, то это неправедный, негодный закон, нуждающийся в отмене или исправлении. Нравственным центром всех законов и моральных установлений Руси оказывается совесть. В связи с этим, по мнению ряда историков, официальные сборники законов ко¬ролей и обычаев западноевропейских племен, возникшие в западноевропейских странах в эпоху раннего феодализма, назвать «правдами» («варварские правды»), нельзя, поскольку между этими документами и «Русской Правдой» нет ничего общего. Термин «Правда» является термином сугубо русского происхождения, выражающим представле¬ние о Праве. Изначально Русская Правда была феноменом народного правосознания на Руси. Только в XIII в. под этим названием был издан первый отече¬ственный свод писаных правовых положений - «Русская Правда», который соединял исконные представления народа о Праве, на¬родные традиции и обычаи с юридическими нормами того времени.

       «Русская Правда» имела огромное значение в дальнейшем развитии русского Права и легла в основу ряда последующих правовых памят¬ников России - международного договора Новгоро¬да и Смоленска (XII в.), Новгородской и Псковской суд¬ных грамот, Судебника 1497 г. и др.

      На отечественное правопонимание повлияло также доминирование коллективного права над правом личности, в связи со сложившимся на Руси коллективизмом и общинным строем жизни. По мнению отечественных историков, самобытность русской государственности наряду с особыми условиями экономического прогресса привели к формированию особого типа социального статуса личности. В этих условиях, учитывая преимущественно традиционалистский характер российской государственности, большинство заимствований в правовой области имели отношение не к частному, а к публичному праву, были ориентированы на привнесение в отечественную правовую культуру механизмов, связанных с государственным регулированием, а не со сферой интересов личности.

     В период Московского государства (XIV-XVI в.) в отечественном правоведении создавалась новая знаковая система, которая включила в себя прежний понятийный аппарат, перенимала церковнославянскую лексику, использовала юридические термины западнорусского языка. Основой юриспруденции являлся понятийный аппарат «Русской Правды», текст которой русские правоведы продолжали совершенствовать, приспосабливая его к новым общественным условиям. В результате появилась «Сокращенная правда». Одним из основных источников права оставался обычай, не только сохраняя то, что прежде сложилось, но и, являясь творческой силой, которая созидает вновь нормы права. При этом дальнейшее развитие получили письменные источники права. В течение XIV-XV в. главную роль среди них играли уставные грамоты наместничьего управления. Двинская уставная грамота 1398 г. и Белозерская уставная грамота 1488 г. Данные грамоты регулировали многие отношения, в том числе в сфере местного управления и суда, а также вопросы гражданского и уголовного права. Важным событием стало появление в 1497 г. первого общерусского судебника, а затем в 1550 г. - нового, более обширного. В 1551 г. издается «Стоглав», включающий свод постановлений церковного собора. Появление новых письменных источников права содействовало дальнейшему развитию юриспруденции, т.е. совершенствованию навыков формулирования и толкования правовых норм, приемов и способов организации правового материала.

      Если в древнерусском обществе обладателями юридических знаний и толкователями правовых норм являлись священники, то в Московском государстве большую роль играли дьяки – государственные служащие, которые во многом способствовали развитию юриспруденции. В первоначальном своем значении термин «дьяк» обозначал просто грамотного человека, состоящего на службе у какого-либо князя или боярина. Как правило, именно дьяки писали на Руси тексты княжеских грамот, и именно они в XV-XVI вв. стали составителями судебников – юридических сборников, с которыми связано последующее развитие русского права и юриспруденции. На развитие юриспруденции оказало влияние становление системы приказного делопроизводства. В приказах формировался деловой язык, который исключал использование славянизмов, отличался специфическими терминами, устойчивыми сочетаниями слов и не допускал приемов литературной «отделки». Именно московский «приказной» деловой язык использовался при написании текстов Судебников 1497 и 1550 гг. А на его основе сформировался новый юридический понятийный и терминологический аппарат, составивший одну из главных отличительных черт юриспруденции Московского государства.

    События Смуты изменили русское общество и его взгляды на государство, государственную власть, право и правотворчество. Если раньше правотворчество считалось делом исключительно государя, его детей, приближенных к нему бояр, то в XVII в. создание общерусских правовых установлений уже воспринималось как дело не только царя с боярами, но «государево царьствование и земское дело». Например, Соборное уложение 1649 г., которое было подписано 315 членами Земского собора стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде. Уже один этот факт свидетельствует о том, что была открыта новая эпоха в развитии русской правовой культуры.

       В Соборное уложение вошли правовые нормы, происходившие из многих источников: судебников 1497 и 1550 гг., царских указов и боярских приговоров, Статута Великого княжества Литовского 1588 г., Стоглава. Соборное уложение стало и по содержанию его правовых норм, и по приемам юридической техники, и по сущности выраженных в его тексте правовых идей самым значительным памятником русской правовой культуры средневековой эпохи, несмотря на казуистический характер данного юридического сборника. Это выразилось в предельно конкретном характере терминологии. Вместе с тем в тексте можно обнаружить юридические термины, которые хотя их и невозможно еще отнести к абстрактным, по своему значению приближаются к таковым. Например, слово «вор», «воровство», «воровский» в ряде статей Соборного уложения употребляются в значении, близком к значению терминов «преступник», «преступление», «преступный».

По материалам глобальной сети интернет.

 

27 апреля 2016 года

 

Краткий обзор особенностей развития права в истории России. Доклад.

 

Часть 3

 

От Соборного уложения 1649 года к современности

      С появлением Соборного уложения активизировалась правотворческая деятельность царской власти. Во второй половине XVII в. русскими царями было издано около полутора тысяч нормативно-правовых актов, дополнявших и исправлявших Соборное уложение 1649 г. («новоуказные статьи»). Они не печатались, поэтому их содержание было известно ограниченному кругу лиц.

      Достижения отечественной юриспруденции того времени были очевидны, но в целом она носила практический, прикладной характер, что к началу XVIII в. уже не отвечало интересам дальнейшего развития права. Для преодоления разрозненности отечественного законодательства требовались не дьяки и подъячие, а юридически подготовленные, образованные лица. Российская юриспруденция до XVIII в. представляется исключительно прикладной наукой. В этот период знания о законодательстве приобретались в процессе непосредственного участия в правоприменительной практики. Юридические познания в сфере законоведения до поры были уделом практиков - правителей, судей, лиц, занимающихся делопроизводством (докладчиков, рассказчиков, стряпчих, дьяков, подъячих, приказных). В Европе же, в отличие от России, практической юридической работе предшествовало изучение курса наук в университетах.

      Реформы Петра I во всех сферах русского общества оказали огромное влияние на развитие отечественной правовой культуры, что, прежде всего, проявилось в правотворческой деятельности, в содержании законодательных актов. Значительно возросла роль законодательства в политике самодержавной власти. Закон стал чаще использоваться в качестве инструмента государственных преобразований, создания и упрочения новых общественных порядков. Активизировалась законодательная деятельность. В среднем на протяжении первой четверти XVIII в. принималось 160 царских указов в год. Все это усилило хаос в российской правовой системе, многие вновь принятые законы противоречили прежним. Для преодоления данной проблемы Петр I стремился создать новый свод законов, в котором бы новые правовые нормы были согласованы со статьями Соборного уложения. Все попытки сделать это оказались неудачными, но, тем не менее, они объективно выявили недостаточный уровень развития российской юриспруденции.

     Для того чтобы осуществить систематизацию российского законодательства, необходимы были научные критерии классификации правовых институтов, теоретические принципы расположения правового материала. А это, в свою очередь, подразумевало существование теоретической или научной юриспруденции и ее носителей – ученых-правоведов. Формирование в России научной юриспруденции становилось все более необходимым и по другой причине. В результате Петровских административных реформ… возникла повышенная потребность в лицах, знающих законы и обладающих навыками судебных дел.

      Обучение юриспруденции осуществлялось при коллегиях, создавались «краткие школы» при Сенате. Но все это было недостаточно эффективным из-за нежелания молодых дворян обучаться. Несмотря на определенные неудачи, именно при Петре I начали развиваться разные направления правовой мысли. Во многом это было связано с выдающимися учеными, оказавшими влияние как на Петра I, так и на становление юридического просвещения в России. Одним из них был выдающийся немецкий философ Готфрид Лейбниц.

       Царь осознавал, что стране необходимо юридическое образование, базирующееся на теоретическом правоведении. Однако Петру I не удалось создать в России научную юриспруденцию и организовать систему юридического образования. Тем не менее, великий царь - реформатор очень многое сделал для русской правовой культуры: своими реформами он создал условия и предпосылки для того, чтобы такая система и такая юриспруденция появились в России в скором будущем.

      Собственно юридическая наука и образование в России начались с основанием Императорского Московского университета. Когда в 1755 г. в Москве учреждался Московский университет, по примеру европейских государств первым необходимым факультетом был назван юридический. Завершением процесса становления этого факультета стало появление на нем первых русских профессоров С.Е. Десницкого и И.А. Третьякова, а также начало чтений лекций на русском языке. Все последующее развитие отечественной юридической науки было тесно связано не только с Московским университетом, но и с учрежденным позже (1819 г.) Санкт-Петербургским университетом, поскольку в условиях слабого развития издательского дела, основным источником познания права становились лекции, прочитанные профессорами.

      Особым, ключевым периодом в процессе становления российского юридического образования, по мнению историков права, является начало XIX в.

        Преподавание юриспруденции предусматривалось не только в университетах, но и в учебных заведениях особого типа - лицеях или училищах высших наук, которые создавались для подготовки гражданских чиновников.

      Сегодня, в начале XXI в., российские проблемы права и правоведения связаны с новыми запросами общественной практики, которая должна решать сложные «задачи регулирования и коор¬динации социально-экономической, политической, культурной и иной дея¬тельности». Отечественная юриспруденция призвана исследовать общественные процессы с целью создания четких научно обоснованных ориентиров при осуществлении государственного и правового строительства на практике. Достижения современной юридической науки, ее научно обоснованные решения актуальных проблем политико-правового развития страны являются гарантом эффективной работы правоохранительных органов, учреждений юстиции, судебной системы.

По материалам глобальной сети интернет.

 

10 мая 2016 года

 

Специалист Отдела регистрации недвижимости ООО «Юридическое бюро «Вотум»
Громов Р.Д.
Специально для сайта:
юридические-услуги-в-новосибирске.рф
( Юридические услуги в Новосибирске )

 





Код: 01007

от 6000 руб.

Код: 01009

от 15000 руб.

Сдам в аренду
собственное


Помещение на
ул. Ленина​

Код: 03004

от 10000 руб.